Электрички возвращаются.

В связи с отменой ряда ограничительных мер на территории Саратовского региона возобновлено курсирование электричек и рельсовых автобусов. Наше сегодняшнее интервью – о том, как сказалась пандемия на работе АО «Саратовская ППК», и о планах компании-перевозчика на ближайшую перспективу.

Виктор Шубин, генеральный директор АО «Саратовская пригородная пассажирская компания»

– Виктор Геннадьевич, для АО «Саратовская ППК» II квартал 2020 года выдался непростым. Был отменён ряд поездов и остановок в населённых пунктах. Как это повлияло на объёмы перевозок и как ситуация обстоит сейчас?

– Снижение перевозок вызвано введением жёстких ограничительных и карантинных мер. Если в конце марта оно было ещё не так ощутимо, то уже в апреле мы наблюдали сокращение пассажиропотока более чем на 60%. С начала апреля по май было отменено 11 пар пригородных электропоездов, или 22 маршрута. В том числе 3 пары ускоренных электропоездов сообщением Саратов – Тарханы, которые делали остановку возле аэропорта «Гагарин». Они не курсируют до сих пор.

В настоящий момент большинство поездов введено в график. Временно приостановлено курсирование 4 пар поездов, или 8 маршрутов. Тем не менее за 15 дней июня отставание от плановых показателей сокращается. Снижение количества перевозимых пассажиров колеблется на уровне 30–35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

– Какие меры для профилактики распространения коронавирусной инфекции применяются в компании?

– В настоящий момент мы регулярно мониторим наполня¬емость составов. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора социальная дистанция между пассажирами должна быть не менее 1 метра. Поэтому в некоторых электричках мы увеличили количество вагонов.

Все сотрудники снабжены масками и перчатками. Также разъездным билетным кассирам и работникам пригородных касс выданы антисептики.

Рабочие поверхности внутри помещений билетных касс и поверхности, с которыми контактируют пассажиры, обрабатываем спиртосодержащими антисептическими препаратами. Также обеззараживаются и кассовые аппараты: персонал периодически обрабатывает монетоприёмники, так как денежные средства могут служить переносчиком вируса. Аналогичным образом дезинфицируются билетопечатающие автоматы.

Изменился процесс обработки поездов в пунктах оборота. В соответствии с рекомендациями надзорных органов, с особой тщательностью протираются с применением дезинфицирующих средств ручки, полки для хранения вещей. Салоны также обрабатываются специальными растворами. В восьми составах поездов используются системы ионизации воздуха.

Часть обозначенных мер будет применяться и по окончании пандемии.

– В связи с временным закрытием государственных границ из-за пандемии коронавируса прогнозируется рост интереса к внутреннему туризму. Предложит ли в связи с этим компания-перевозчик новые маршруты?

– В настоящий момент совместно с комитетами по туризму и профильными министерствами Пензенской, Саратовской и Волгоградской областей прорабатываем различные туристические маршруты. В частности, после снятия ограничительных мер вновь запустим электропоезд сообщением Саратов – Волгоград. Совершённые ранее поездки показали востребованность данного направления.

В Саратовской области есть немало популярных у туристов мест. Это место приземления первого космонавта Юрия Гагарина, где сейчас ведутся масштабные работы по благоустройству парка, Хвалынский курорт, подходящий как для летнего, так и для зимнего отдыха. Фактически уже разработаны одно- и двухдневные туры.

В отличие от других видов транспорта, электропоезда позволяют с комфортом перевезти необходимый инвентарь, например, байдарку, велосипед, лыжи.

Совместно с турагентствами разрабатываются программы поездок в Пензу. Для нас это новое направление, но мы уже готовы организовать движение пригородных поездов от Саратова до Пензы и обратно. На текущей неделе мы подали заявку в Приволжскую региональную службу развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре на разработку графика движения поездов для данных поездок.

Мультимодальные туры планируются в село Золотое Красноармейского района Саратовской области, а также на утёс Степана Разина.

Мы уделяем большое внимание внутриобластному туризму. Из 38 районов области компания обслуживает 26. Поэтому даже регулярными маршрутами можем привозить организованные группы туристов для посещения саратовских достопримечательностей.

– Для современных путешественников важен комфорт. Планируется ли поступление нового моторвагонного подвижного состава?

– В июне мы получили электропоезд ЭП3Д. Его вагоны оснащены выдвижной ступенькой. Это упрощает процесс посадки и высадки на остановочных пунктах с низкой платформой. Поезд курсирует всего две недели, но уже нам поступило много положительных отзывов от пассажиров.

В конце года в связи с выработкой ресурса и завершением сроков эксплуатации будут списаны два устаревших состава ЭР9П. Взамен планируется поставка в I квартале 2021 года новых ЭП3Д.

Если говорить о внедрении инновационных составов, то после отмены всех ограничительных мер мы намерены проработать с Саратовским регионом вопрос по эксплуатации электропоезда «Ласточка».

Несмотря на сложную ситуацию, мы не отказываемся от своих планов на будущее и будем реализовывать наши проекты.

– Как развивается сотрудничество с промышленными предприятиями области?

– Создана карта предприятий, расположенных не далее чем в двух километрах от инфраструктуры железнодорожного транспорта. В эти организации направлены предложения о сотрудничестве в части доставки персонала на работу и обратно. Пока ждём ответов от предприятий. В то же время количество пассажиров, пользующихся услугами электричек для проезда внутри города, постоянно увеличивается. Саратовцами востребованы наши услуги. Если за 2018 год в городской черте перевезено более 800 тыс. пассажиров, то в 2019-м – свыше 1,2 млн.

– Каковы перспективы развитие проекта «Городская электричка»?

– Сегодня через Саратов проходит 41 маршрут пригородных поездов. То есть проект «Городская электричка» частично реализуется. Дальнейшее его развитие будет осуществлено после строительства западного обхода Саратовского узла и высвобождения инфраструктуры, когда появится возможность назначить дополнительные поезда.

Безусловно, пандемия внесла коррективы в развитие данного проекта. Однако с руководством министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области мы договорились, что вернёмся к нему после снятия ограничительных мер. Проект масштабный, требуется детальная проработка графика движения поездов пригородного и дальнего следования, грузовых составов с учётом временных интервалов часов-пик. Кроме этого, необходимы увязка с городским общественным транспортом, благоустройство подходов к посадочным платформам и проведение ряда других мероприятий.

«Городская электричка» позволит создать максимально комфортные условия проезда для жителей Саратова. Поездки на пригородных поездах внутри города становятся всё популярнее, так что, реализация проекта – вопрос времени.

Беседовал Алексей Белых

Gudok.ru. Железнодорожник Поволжья от 19.06.2020