Зелепукин Иван Григорьевич
Командир отделения управления минометной роты 202-го гвардейского стрелкового полка 68-й гвардейской стрелковой дивизии, гвардии сержант.
Родился 9 сентября 1924 года в городе Аткарске Саратовской области в семье рабочего. Русский. Окончил среднюю школу. В первые месяцы войны работал учеником электрика и электриком в Аткарском паровозном депо.
В 1942 году был призван в Красную Армию. С августа 1943 года до победы над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне сражался на Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Прибалтийском фронтах. Принимал участие в Курской битве, освобождении Украины и республик Прибалтики. Легко ранен и контужен.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» гвардии сержанту Зелепукину Ивану Григорьевичу присвоено 10 января 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании реки Днепр.
В 1947 году И.Г. Зелепукин демобилизовался из армии. В 1951 году он окончил юридическую школу, в 1957 году — юридический институт. Жил в городе Воронеже, работал в органах прокуратуры. Умер 26 августа 1993 года. Похоронен в Воронеже на Коминтерновском кладбище.
Награждён орденами Ленина (1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (1944), медалями.
Во второй половине сентября 1943 года 202-й полк вышел к Днепру у с. Балык Ртищевского района Киевской области. Предстояло форсировать эту широкую водную преграду, на правом берегу которой немецко-фашистские войска заблаговременно подготовили мощные укрепления.
Миномётная рота, в составе которой сражался сержант Зелепукин получила задачу в числе первых подразделений форсировать Днепр, захватить плацдарм на западном берегу реки и удерживать его до переправы основных сил полка. Табельных переправочных средств не было. Со дна реки удалось поднять одну лодку, которая после небольшого ремонта могла быть использована для переправы.
Форсирование Днепра передовыми подразделениями полка началось ночь на 25 сентября. Гитлеровцы обстреливали район переправы из всех видов оружия. Почти непрерывно в воздухе висели вражеские ночные бомбардировщики. Кругом кипел бой, от разрывов снарядов и бомб, осветительных ракет, вспышек орудийных выстрелов и горящих в селе зданий было светло, как днем. В эти напряженные минуты советские воины проявили величайшую стойкость и волю к победе. Несмотря на потери, пехотинцы и минометчики высадились на западный берег Днепра и решительно атаковали противника, засевшего на прибрежных кручах в траншеях и блиндажах. Сержант Зелепукин, высадив из лодки первые два расчета, в сплошном огне, подвергаясь ежесекундно смертельной опасности, сделал еще два рейса и перевез на плацдарм всю роту с материальной частью и боеприпасами.
Гитлеровское командование понимало, что наличие нашего плацдарма в непосредственной близости от Киева может иметь далеко идущие последствия, и приняло все меры к возврату утраченных позиций. С рассветом 25 сентября более полка пехоты с 15 танками предприняли контратаку против находившегося на плацдарме поредевшего батальона. Фашисты вклинились на правом фланге, прорвались к огневым позициям минометчиков. Сержант Зелепукин со своими товарищами отбивал натиск гитлеровцев огнем из автомата и ручными гранатами. Понеся большие потери, пехота противника залегла. На поле боя дымилось несколько вражеских танков. Остальные танки, оставшись без пехоты, не рискнули продолжать атаку и отошли в укрытие. Первая атака фашистов была отбита.
Во время короткой передышки Зелепукин на своей лодке сделал рейс за боеприпасами. Это было как раз кстати. Над расположением батальона появилась эскадрилья вражеских бомбардировщиков Ю-88. Фашистские летчики сбросили бомбы на окопы четвертой роты и огневые позицию минометчиков. Вслед за этим поднялась в атаку вражеская пехота. Но ожили казалось бы навсегда умолкшие минометы, на головы фашистов вновь посыпались мины. Контратака противника и на этот раз успеха не имела. Плацдарм был удержан, переправа основных сил полка была обеспечена.